А.Городницкий: "Авторская песня и бизнес друг другу противопоказаны"

Интервью с председателем главного жюри международного фестиваля
авторской песни «Петербургский аккорд» 2000
Александром Моисеевичем Городницким.

Александр Моисеевич, вы уже третий раз возглавляете главное жюри
международного фестиваля «Петербургский аккорд», расскажите, пожалуйста,
развивается ли фестиваль, растёт ли творческий уровень участников?
Во - первых, действительно, о динамике фестивалей я могу судить, и мне
представляется, что динамика положительная. У меня об этом фестивале осталось отрадное
впечатление по одной простой причине: обычно в фестивалях, в основном, участвовали
ансамбли, исполнители, солисты, а новых авторов почти не было, или были, но очень слабого
уровняю. А на этом фестивале впервые наметился перелом - пришла группа молодых поющих
поэтов( я подчёркиваю слово поэтов), потому что я не могу не называть Александра Левина ,
(неважно, получил он или не получил призовое место), Ольгу Макееву , Ксению Полтеву.
Пять - шесть поющих поэтов - это интересно, потому что опять качнулась авторская песня к
поэзии в лице молодых, и отошла немножко от эстрады, к которой она сильно прислоняется на
Грушинском и других фестивалях. Но на этом фестивале авторы о себе напомнили - мне
приятно, что именно на Питерском фестивале такая тенденция проявилась и перелом
возвращения к авторской песне, к поэзии наметился.
Во-вторых, этот фестиваль получился действительно международным, приехали
делегации из Израиля, Германии, США, и п.д. это очень важно, авторская песня как бы
возвращается обратно, и возникает единое песенное пространство в обход политики. То, что
приехали: Александр Медведенко (Израиль), Татьяна Синицына(Германия), Галина Богдановская
(США) - это очень важно, это говорит о том, что мы все вместе поём в независимости от того,
где мы живём.

Вы часто бываете с концертами и поездками за рубежом, как вы думаете,
авторская песня там - это копия нашей песни или там жанр все-таки развивается по-
другому?
Там жанр развивается немного по другому. Там поют о том, что их волнует. Очень
много песен, связанных с жизнью в эмиграции. Вот, например, в Канаде есть целая «школа»
авторской песни, есть автор Овсищер Михаил.
Автор, который мне наиболее интересен - это Марк Мерман , живет он в Арканзасе.
Он когда-то был лауреатом фестиваля в Эстонии, по-моему в 87 году, я его запомнил, и с тех
пор много лет не слышал. Но когда я приехал в США, я послушал диски с записями песен,
которые он пишет сейчас. Это действительно серьёзный и интересный поэт. Пожалуй, он
входит в тройку - четвёрку самых для меня «сильных» авторов. Когда меня спрашивают об
авторах нового поколения, я в первую очередь вспоминаю это имя. У него очень серьезная
тематика песен.

В рамках фестиваля прошел концерт под названием «Около жанра», в котором
участвовали авторы, которые по стилю больше довлеют к року. Чувствуете ли вы
давление рока на фестиваль и на современную авторскую песню?
Нет, не чувствую. Если отталкиваться от стихов, то какая разница в каком ритме песня
написана. Сейчас молодежь тянется к року и т.д., и слава Богу, если им хочется писать что -то в
этом стиле. Я думаю, жанры будут мирно сосуществовать, но серьёзных находок в этом
направлении я пока не вижу.

Но это направление существует, авторы пишут песни, что делать?
Ничего не делать, не запрещать. Но разделение - это наше, а это не наше - я считаю не
оправданным. Главное, чтобы были интересные стихи и музыка, а в каком стиле это написано,
лично мне наплевать.

На этом фестивале в номинации «Исполнитель» было обязательное условие -
исполнить одну песню любого петербургского автора. Не мешало ли вам это на
прослушивании, как вы к этому относитесь?
А я об этом впервые от вас слышу, и, по-моему, это безобразие! Это не плюс, а минус
петербургским авторам, не надо их навязывать. Кто это условие требовал, я не знаю, но мне это
кажется глупым.
 

Некоторое время назад в «Новой газете» была опубликована ваша статья – «Из
авторской песни выпал автор» - она вызвала много дискуссий. Прошло время,
изменилась ли ваша точка зрения на проблему, затронутую в этой статье?
Моя точка зрения не изменилась, из авторской песни не должен выпадать автор.
Сейчас немножко это положение исправляется. Именно на этом фестивале это стало очевидно,
потому что в авторскую песню вошли молодые поэты, причём поэты современных
направлений (пост модернисты, типа Александра Левина ). Должны творить все, кому хочется
сочетать гитару со словом.

Авторская песня входит постепенно в мир шоу-бизнеса. Может ли этот жанр быть
коммерческим?
Диск «Песни нашего века» побил по продажам диски Киркорова и прочую попсу,
вроде как это шоу-бизнес, да? С другой стороны, это не пошло в убыток качеству. Ещё Пушкин
писал: «не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать», так что, если продаётся
хороший диск это одно, а если это делается на продажу это совсем другое…. Я считаю, что
авторская песня и бизнес друг другу противопоказаны, за исключением может быть того, что
продаётся готовое произведение.

Последнее время в продаже появилось много аудио продукции с авторской
песней, но «пиратского» как говорят, изготовления в т.ч. CD ROM. с полным собранием
ваших песен. Как вы к этому относитесь, и что с этим делать?
Я к этому отношусь крайне отрицательно, а дальше это дело, по- моему, чисто
уголовное, мы беззащитны, мы бесправны, наше управление по защите авторских прав нас
защитить не может.

А вы пытались этот вопрос РАО обсуждать?
Я пытался, и за рубежом и у нас. Чиновники разводят руками и говорят, что не могут
ничего сделать. Видимо, это вопрос к нашей налоговой полиции и к нашим
правоохранительным органам, потому что в таком положение не только я, но многие другие
авторы – Сергей Никитин , Юлий Ким и прочие… «Пираты» грабят не только нас, они грабят
государство, не платя налоги. Но это уже не наша компетенция, это дело карательных
правоохранительных органов.

Как вы считаете, есть ли разница между Московской и Питерской «школами»
авторской песни?
Я не думал на эту тему серьёзно, потому что, к сожалению, никакой школы Питерской
я не вижу, а Московская есть и серьёзная, потому что в Москве есть серьёзные традиции.

Ну а как же круг ленинградских авторов – Борис Полоскин , Александр Генкин ?
Это когда было, сто лет назад…

Но они же начинали жанр, и Вы в том числе входили в их круг?
Евгений Клячкин , Валентин Вихорев, молодой Юрий Кукин - это было достаточно
давно…

Но в Москве в это же время тоже только начинали творческий путь многие
авторы – Владимир Туриянский , Юрий Визбор …
Может быть, я не вижу большой разницы

Или дружба между городами была изначально?
Дружба между городами была изначально. Юрий Визбор дружил со мной и с
Евгением Клячкиным . Противостояния не было.

В прессе проскальзывали мысли, есть внутреннее противостояние дух «школ».
Никакого противостояния в авторской песне нет. В шестидесятые годы было
противостояние в профессиональной поэзии, но это другое дело.
 

Вадим Васковский
http://bards.al.ru

Бард Топ TopList

Реклама: